Football.ua знакомит читателей со строительством польских стадионов, которые должны через два года принять Евро-2012. Просматривая польскую прессу, диву даешься - наши западные соседи гораздо больше внимания уделяют обсасыванию украинских проблем по Евро-2012, нежели обращают внимание на собственные. Давайте попробуем разобраться, так ли на самом деле все гладко у Польши.
Без стадионов нет футбола, поэтому все наше внимание уделим именно им.
Гданьск. PGE-Arena (до 1 января 2010 года - Балтик Арена)
Начало строительства: декабрь 2008 года
Конец строительства: лето 2011 года
Вместительность: 43 608 (во время Евро-2012 - 41 582)
Гданьский стадион, по словам местных экспертов и организаторов Евро-2012, станет наиболее современным среди польских арен, принимающих европейский форум. Разработкой проекта занималось немецкое архитектурное бюро Rhode-Kellermann-Wawrowsky, по чьим проектам были построены стадионы AWD-Arena в Ганновере и Велтинс-Арена, на котором играет гельзенкирхенский Шальке.
Темпы строительства гданьской арены воистину стахановские - трудно поверить, что полтора года назад на месте, где сейчас уже возвышается конструкция, не было ничего, окромя деревьев. Работа ведется в три смены. По неофициальной информации, сроки сдачи PGE-Arena были смещены отнюдь не туда, куда можно было бы предположить - объект может быть сдан уже в начале следующего года. Называется и конкретная дата - 20 января. Все идет к тому, что так и случится. Кстати, если строительная компания заканчивает стадион раньше намеченного срока, то получает за это солидное вознаграждение.
Новый красавец-стадион, по заверениям проектировщиков, будет видно не только из каждого уголка Гданьска, но и с моря благодаря удачному расположению. Ночью подсветка окрасит арену в янтарный цвет, ибо янтарь - символ Балтики.
В настоящий момент на PGE-Arena полным ходом идет возведение ярусов и установка стальных элементов конструкции крыши.
Несколько дней назад появились сообщения о том, что арена может столкнуться с проблемами спонсорства - якобы компания Польска Група Энергетична (которая, собственно, и приобрела на пять лет право на название стадиона - PGE-Arena) пока не желает подписывать новый контракт. Если до начала лета стороны не договорятся, то Гданьску придется искать нового спонсора, что грозит временной приостановкой финансирования строительства.
Представители УЕФА, впрочем, высоко оценили прогресс в строительстве гданьского стадиона, выписав тому массу авансов.
Виртуальный тур по стадиону (февраль 2010) - здесь.
Так выглядит проект PGE-Arena
Так стадион выглядит сегодня
Процесс строительства стадиона в Гданьске:
Вроцлав. Городской стадион (рабочее название)
Начало строительства: апрель 2009 года
Конец строительства: лето 2011 года
Вместительность: 42 771 (во время Евро-2012 - 40 610)
После радужных перспектив Поморья переносимся в более хмурую Силезию, а конкретно во Вроцлав, получивший право на проведение матчей группового турнира Евро-2012.
Проект разработал немецкий консорциум JSK Architekten, портфолио которого включает в себя Вальдштадион во Франкфурте-на-Майне, мультифункциональный крытый комплекс O2-World Arena в Берлине, а также проект Национального стадиона в Варшаве, на котором организаторы Евро-2012 запланировали матч-открытие.
Во Вроцлаве стадион строится отнюдь не такими темпами, как в том же Гданьске, но это скорее отголоски проблем из прошлого, когда поляки никак не могли определиться с подрядчиком работ. Решение о строительстве новой арены приняли в далеком 2005 году, рассчитывая управиться до 2008-го, но "не так сталося, як гадалося". Собственно, возведение стадиона началось только в апреле 2009 года. Небольшая заминка в конце прошлого года стала следствием пертурбаций административного характера - в декабре городская власть Вроцлава в одностороннем порядке разорвала соглашение с фирмой-исполнителем строительных работ Mostostal Warszawa из-за отставания по графику. Столичные "строители" грозили разбирательствами в суде, однако после шумихи в прессе дело решили полюбовно, передав генподряд немецкой фирме Max Boegl, заплатив при этом в городскую казну Вроцлава 16 миллионов злотых (чуть более четырех миллионов евро). Официально немцы приступили к работе совсем недавно - 5 апреля.
В настоящее время ведутся работы по дренажу и канализации, а также было возобновлено остановленное строительство этажей, а в мае обещают начать возведение трибун, поэтому количество строителей на объекте будет увеличено.
Президент УЕФА Мишель Платини в интервью польскому телевидению несколько недель назад заявил, что нисколько не сомневается в том, что Вроцлав вовремя подготовит арену. "Даже если придется сместить сроки сдачи объекта на пару месяцев вперед, то это не помешает Вроцлаву принять матчи Евро-2012. Я верю местной власти, все будет хорошо", - такими были слова француза.
Так выглядит проект стадиона во Вроцлаве
Так арена выглядит сегодня
Процесс строительства вроцлавской арены:
Познань. Городской стадион (рабочее название)
Начало строительства: июнь 2003 года
Конец строительства: осень-зима 2010 года
Вместительность: 46 676 (во время Евро-2012 - 41 018)
Городской стадион в Познани не строится с нуля - к Евро-2012 его только реконструируют. После завершения работ арена получит статус "Элит". Само же сооружение появилось на свет в далеком 1980 году - на него ушло 12 лет строительства. А в 2002-м году был подготовлен проект модернизации домашней арены Леха. Работы начались спустя год.
Следует отметить, что Познань станет пионером в сдаче своего стадиона специально под Евро-2012 в Польше - здесь работы по монтажу крыши и оставшихся двух трибун обещают закончить до конца года, но уже сейчас на нем проводятся поединки Экстраклассы. К зиме обещают постелить и новый газон, ведь старый недавно пострадал - на нем достаточно долго лежали элементы крыши.
Самый беспроблемный, судя по всему, объект.
Так выглядит проект Городского стадиона в Познани
Так арена выглядит сегодня
Процесс строительства стадиона в Познани:
Варшава. Национальный стадион
Начало строительства: сентябрь 2008 года
Конец строительства: июль 2011 года
Вместительность: 55 920
Столичная арена станет главным стадионом страны на время проведения Евро-2012, поэтому больше всего внимания, как в Польше, так и за рубежом привлекает именно она.
Проект Национального стадиона вышел из-под пера уже упоминаемого нами сегодня немецкого архитекторского бюро JSK Architekten. Работы продолжаются согласно намеченному графику - никаких отставаний, по официальной информации, не имеется.
Размах строительства, обширность работ и сложные технологии требуют присутствия на стройплощадке около тысячи строителей ежедневно, а также более чем 20-ти подъемных кранов. Строительство ведется в три смены. В настоящий момент рабочие уже начали окончательный монтаж стальных креплений крыши - фундамент бетонных конструкций для опор готов. Также продолжаются работы по сборке трибун, установке систем водоснабжения, канализации, вентиляции и электроснабжения.
Объем проделанной работы впечатляет, если взглянуть на то, что первый камень в фундамент был заложен в октябре прошлого года - шесть месяцев назад. Предполагается, что новая арена будет открыта шестого сентября 2011 года матчем Польша - Германия.
Виртуальная экскурсия по Национальному стадиону здесь
Так выглядит проект стадиона в Варшаве
Так арена выглядит сегодня
А вот и сам процесс строительства:
Итог
Несмотря на то, что Украина уже сдала в эксплуатацию два стадиона, на которых будут сыграны матчи Евро-2012, поляки с бешеной скоростью нагоняют нас. Ситуация по строительству львовской арены остается катастрофической - именно на этом стадионе сделано меньше всего. А если учесть преимущество поляков в инфраструктуре, то становится ясно, что работы у нас - непочатый край. К примеру, варшавский аэропорт готов принять Евро хоть завтра. Время еще есть, но его мало. Так что пора бы задуматься. Давно.